Неисправности тормозной системы вилочного погрузчика
Вилочный погрузчик – удобный агрегат для транспортировки и перемещения различных грузов. Как и любая другая техника, способная к передвижению, вилочный погрузчик имеет тормозную систему для регулировки скорости и остановки. Именно тормоза обеспечивают необходимый функционал этого грузового транспорта и его манёвренность. В условиях склада или промышленных площадок с многочисленными рядами стеллажей товаров тормоза обеспечивают не только остановку погрузчика, но и напрямую влияют на безопасность рабочего персонала. Поэтому перед началом погрузочных работ всегда целесообразно проверять работоспособность тормозной системы погрузчика.
В данной статье мы обсудим вопросы устройства тормозной системы вилочного погрузчика, основные типы её неисправностей и варианты, как избежать поломок.
Устройство тормозной системы погрузчика: основные узлы
Давайте разберёмся, как устроена тормозная система вилочного погрузчика. Для простоты понимания сразу разделим её на две части по функционалу:
- главная (рабочая) тормозная система;
- стояночная тормозная система.
Главная тормозная система выполняет торможение во время работы, позволяет снизить скорость и полностью остановить погрузчик. Все детали, отвечающие за эти функции, стоят на ведущем мосте. Так как тормозная система неразрывно связана с колёсами, на них и идёт основной акцент: для торможения колёс каждое из них оснащается одним гидроцилиндром и двумя тормозными колодками, которые заключены в барабан. Барабан сжимает колодки во время торможения, провоцируя снижение скорости или остановку техники с помощью создаваемой силы трения контактирующих элементов.
Стояночная тормозная система – это тормоз, который является механическим устройством и может быть применён в ручном режиме. Тормоз обеспечивает статическое состояние погрузчика в то время, когда он не используется. Стояночную систему монтируют в виде барабана на ведомый вал погрузчика, чтобы в нужное время обеспечивать стабильный паркинг. Ручной тормоз находится в кабине, поэтому управляется водителем. Он применяется и во время работы вилочного погрузчика – обычно стояночный тормоз нужен для экстренного торможения, если главная тормозная система не сработала по какой-то причине.
Тормозная система погрузчика: особенности функционирования
Основные узлы тормозной системы погрузчика мы рассмотрели. Теперь обратимся к принципам функционирования тормозов на вилочном погрузчике. Главная задача водителя, работающего на складе – транспортировка, перемещение товаров и материалов по складу, выгрузка паллет из грузовых машин и обратная операция – их загрузка. Обычно для одной операции по перемещению стандартной паллеты из грузового автомобиля до установки его на складском стеллаже, необходимо воспользоваться тормозами 5-6 раз. Каждое нажатие сопровождается откликом тормозной системы, позволяя снизить скорость или произвести полную остановку агрегата. А что по технической части? Отвечаем:
- нажатие педали тормоза создаёт давление в гидроцилиндрах;
- цилиндр за счёт давления прижимает тормозные колонки, обеспечивая их контакт с барабаном. Погрузчик останавливается;
- как только снижается давление на педаль, оно одновременно падает и в цилиндрах. Колодки разжимаются;
- благодаря возвратным пружинам колодки занимают свою исходную позицию. Техника продолжает движение.
Торможение, стоянка и изменение скорости зависят от взаимодействия основных элементов тормозной системы, которая имеет составное устройство. Нарушение правил эксплуатации погрузчика и износ деталей могут приводить к возникновению неисправностей тормозов.
Какие бывают неисправности тормозной системы
Водитель погрузчика во время работы может столкнуться с несколькими проблемами, связанными с неполадками тормозной системы. Это может быть вызвано в большинстве случаев механическими перегрузками, износом запчастей или их случайной поломкой. Рассмотрим наиболее распространённые неисправности:
- снижается уровень тормозной жидкости. Обычно выявляется двумя способами – в процессе осмотра техники на колёсах и на полу оператор увидит брызги, подтёки или заглянет в бачок, отметив, что количество тормозной жидкости в нём уменьшилось. С помощью идентификации уровня тормозной жидкости в бачке можно подтвердить или опровергнуть, действительно ли подтёки на колёсах вызваны её уходом через течь. Эта проблема может быть вызвана не только нарушением герметичности бачка, но и свидетельствовать об отсоединённых или рваных шлангах. Изношенные или повреждённые элементы заменяют. Если же проблема не в них, то стоит обратить внимание на состояние тормозных цилиндров. Цилиндры обычно чинят с помощью ремонтного комплекта или заменяют, если восстановление провести невозможно;
- износ тормозных колодок или барабана. Обычно определяется по глубине нажатия педали тормоза. Если с течением времени торможение производится всё большим увеличением нажатия педали, то скорее всего колодки нужно заменить или поменять тормозной барабан;
- отсутствие торможения при нажатии на педаль. Когда педаль тормоза начинает проваливаться в процессе нажатия, а торможения не происходит, это свидетельствует об отсутствии давления в цилиндрах тормозной системы. В большинстве случаев это связано с попаданием воздуха. Прокачка тормозов для удаления воздушных пузырьков обычно решает эту досадную неисправность.
Некоторые проблемы можно решить при факте их выявления довольно быстро. Это, например, замена шлангов. Однако более крупные поломки требуют обращения в сервисный центр или вызова мастера по техническому обслуживанию и ремонту вилочных погрузчиков.
Как предотвратить поломку: профилактика ремонта тормозной системы
Работа вилочного погрузчика неизменно связана с износом некоторых механизмов тормозной системы и её расходных элементов – с этим ничего не поделаешь. В этом случае предотвратить поломку никаким образом не получится. И приходится покупать вышедшую из строя деталь, производить замену, наладку, восстанавливая работоспособность вилочного погрузчика. Однако крупные поломки тормозной системы для погрузчиков нежелательны – они могут повлечь за собой серьёзные повреждения и других механизмов, что в конечном итоге выльется в дорогостоящий ремонт. Однако критические поломки всё же предотвратить можно. Сделать это можно несколькими способами:
- перед началом работ на погрузчике проверяйте, в каком состоянии находится его тормозная система. Сюда входит визуальный осмотр составных элементов – оценивается целостность шлангов, наличие подтёков тормозной жидкости. Если на колёсах погрузчика есть брызги или нарушена герметичность шлангов – это сигнал к срочному ремонту;
- проводите обслуживание технического состояния погрузчика своевременно, по графику. Ежедневный осмотр тормозной системы погрузчика –это хорошо, но выявить какой-то не очень критичный износ он вряд ли поможет. Периодическое техобслуживание – это процесс, который указан в рекомендациях по уходу и ремонту за погрузочной техникой. Его проводят спустя определённое количество моточасов для каждой конкретной модели погрузчика;
- покупайте новые качественные детали для замены тех, которые вышли из строя. Не стоит экономить на запчастях – бюджетные варианты не всегда плохие, но лучше провести обзор всех доступных вариантов по их рейтингу среди владельцев вилочных погрузчиков. Детали бывшего употребления, которые продаются на различных торговых площадках, конечно, могут ещё послужить, но способны в любой момент окончательно выйти из строя. Тем самым работодатель рискует здоровьем и безопасностью своих сотрудников, используя для ремонта погрузчика дешёвые комплектующие;
- не испытываете предельные возможности погрузчика во время работы. Этот совет прежде всего относится к сотрудникам, выполняющим работу за рулём погрузчиков. Высокие скорости передвижения и перевозка максимально возможной грузовой массы сокращают срок стабильной эксплуатации погрузчика. Эти действия вызывают преждевременный износ запчастей тормозной системы, могут вызвать поломку при резком торможении и провоцируют перегрев тормозов. Да, какое-то время такой тандем водителя и погрузчика будет показывать отличные результаты по производительности труда, однако после внеплановых перегрузок технике нужно будет остыть. В то же время погрузчик, работающий в обычном режиме без перегрузов и высокоскоростного перемещения, будет стабильным и прослужит гораздо дольше.
Вилочный погрузчик имеет больше обстоятельств, которые могут повлиять на работоспособность и техническое состояние его тормозной системы, чем привычная нам автомобильная техника. Он чаще испытывает механические нагрузки, поэтому и запчасти для тормозной системы мобильных грузовых агрегатов выпускают надёжные, с увеличенным запасом износа. Резюмируя всё вышесказанное, скажем следующее. Чтобы элементы погрузчика не вышли преждевременно из строя, соблюдайте рекомендации производителя по профилактическому обслуживанию техники, оценивайте состояние тормозной системы и не допускайте перегрузов.
Исправные тормоза погрузчика – безопасность сотрудников предприятия
Работа на складе с грузами разных габаритов требует от персонала сосредоточенности, внимания, аккуратности. В свою очередь, руководство предприятия должно пристально следить за состоянием погрузочной техники. Вилочные погрузчики должны своевременно обслуживаться, а сроки их планового ремонта – неукоснительно соблюдаться. Тормозная система должна быть исправна, ведь это ключевой момент, который обеспечивает безопасность операторов погрузчиков во время работы на складе или промышленной площадке. Тормоза в исправном виде дают возможность своевременно произвести остановку или плавно снизить скорость во время передвижений по торговому центру. Таким образом, полная работоспособность тормозной системы погрузчика исключает аварийную ситуацию в виде столкновения или угрозы здоровью персонала предприятия и помогает её предотвратить. Своевременно проводите диагностику вилочного погрузчика и производите замену изношенных механизмов – и тогда техника прослужит долго и с пользой.